
Для этой игры необходима круглая палочка («чижик»), заостренная с двух концов, длина которой 10−15 см, а диаметр 2−3 см, и дощечка («лапта») длиной 60−80 см. Один конец лапты должен быть обтесан, чтобы она удобно держалась в руке.
Далее на площадке нужно начертить квадрат 0,5 — 1 м. «Чижик» ложится на средину квадрата. Один игрок является бьющим, а все остальные — ловчими, которые должны отойти к краю площадки, по одному встать в цепочку и договориться кто в какой очередности будет ловить «чижик».
С помощью лапты бьющий подбивает «чижик» в воздух, а вторым ударом отбивает его подальше в поле. Задача ловчего поймать «чижик» и если у него это получилось, то он зарабатывает 1 очко и право бить, а тот кто бил — последним становится в цепочку. Когда ловчему не удается поймать «чижик», то его задача с места падения закинуть «чижик» в дом, а бьющий должен отбить его лаптой. Если ловчий попадет «чижиком» в дом, то он заработает очко, в противном случае бьющий снова выбивает «чижик» в поле, а ловчий ловит.
В игре нужно набирать очки (20, 40, 60 или больше) по предварительной договоренности. Игрок, который набрал определенное количество очков, заканчивает игру и ожидает конца партии. Такой игрок в следующей партии будет бьющим, а игрокам, которые закончили игру за ним, нужно будет занять места в том же порядке в цепочке ловчих.
1. Если бьющий удачно подбивает и после этого отбивает «чижик», то зарабатывает 2 очка. При удачном отбитии «чижика», который бросили в дом, также 2 очка. Если бьющий не выбивает из дома «чижик», ему засчитывают 1 штрафное очко. После заработанных 3-х штрафных подряд, бьющий занимает последнее место в цепочке ловчих.
2. Ловчий зарабатывает 1 очко, если точно попадет «чижиком» в дом. После 3 неудачных попыток забросить «чижик», его наказывают штрафным очком и в цепочке ловчих он становится последним.
Еще есть вариант такой игры как «Кутерьма», во время которой каждый 5-й удар бьющего является «авралом» и все ловчие могут поймать чижик. Бьющим становится тот кто поймал «чижик», а остальные — все ловчие, при этом первым в цепочке будет бывший бьющий.
Эта игра является одной из наиболее популярных дворовых детских игр времени СССР, в которой используется раскладной перочинный ножик. Перед игрой участники должны договориться какой формы будут танчики. К примеру, у одного из участников это может быть квадрат, у другого — овал, а у третьего — ромб
Каждый игрок должен нарисовать на земле базу (примерно 0.5 м), чтобы они были друг от друга на удаленном расстоянии. Основная цель игры — уничтожить все танки и базу противника.
Участники по очереди кидают нож и рисуют танк в зависимости от способа метания:
Стандартное метание — «танчик» 1 очко. Когда нож удачно вошел в землю, то игрок рисует танк в виде выбранной фигуры, если нож не воткнулся, то бросает следующий участник.
Если во время броска ножа он прижимается мизинцем и указательным пальцем к фалангам безымянного и среднего пальцев — это «пантера» 2 очка. Когда нож удачно входит в землю, то рисуется выбранная фигура и внутри буква «П». Такой тип танка можно уничтожить таким же броском ножа или обычным метанием, кинув нож дважды.
Когда игрок бросает нож из-под ноги — это «тигр» 3 очка. При удачном вхождении ножа в землю, рисуется фигура танка с буквой «Т» внутри. Такой вид танка можно уничтожить или таким же способом, или обычным метанием трижды.
Если во время метания при помощи руки, проходящей за спиной, локоть метающей руки оттягивается — это «катюша» 5 очков. При удачном попадании ножа рисуется выбранная фигура и буква «К» внутри. Такой танк можно уничтожить таким же броском или стандартным метанием с 5 удачных попыток.
Если метание выполняется с вращением за лезвие ввысь — это «вертолет» (10 очков). Если нож вошел в землю, рисуется выбранная фигура с буквой «В» внутри. Уничтожить такой танк можно таким же броском или стандартным метанием с 10 удачных попыток.
Если метание выполняется за лезвие вперед на большое расстояние — это десант (15 очков). Когда нож входит в землю, то рисуется выбранная фигура с буквой «Д» внутри. Уничтожить такой танка можно таким же броском или стандартным метанием с 15 удачных попыток.