Организация тимбилдинга, активного отдыха и спорта, аренда снаряжения для корпоративных организаций и частных лиц
+375 (29) 159-94-11
+375 (44) 572-27-07
stranniktut@tut.by

История появления байдарок

Вернуться к списку статей

Время и место из­го­тов­ле­ния байдарки точно неизвестно, так как создание ее про­ис­хо­дило в глубокой древности.

Однако, ар­хе­оло­гичес­кие источники, найденные учеными, подт­вер­жда­ют их пов­се­мест­ное ис­поль­зо­вание во многих уголках мира. Ар­хе­оло­гами было установлено, что водный транспорт, ана­логич­ный современным байдаркам, был ис­поль­зо­ван в Древнем Египте, о чем говорят рисунки на надг­роб­ной доске. На­чер­та­ния были выполнены приб­ли­зитель­но в 2, 4 ты­сяче­летии до нашей эры и предс­тав­ля­ют собой изоб­ра­жение двух весельных лодок. Предполагается, что данный рисунок означает переправу на лодке души усопшего в царство мертвых.

Известно, что и сла­вянс­кие народы ис­поль­зо­вали похожий водный транспорт для перевозки груза и людей, товаров. Вмес­ти­тель­ность некоторых челнов достигала огромных, по тем временам, по­каза­телей — судно было способно перевезти до 2000 человек.

Первое зна­комс­тво ев­ро­пей­цев с этим видом водного транс­пор­та произошло после встречи с полярными народами, основный вид де­ятель­нос­ти которых — зве­робой­ный промысел. В этих мест­нос­тях активно ис­поль­зо­вали байдарки в морской охоте, в частности, на китов. Охотились с помощью гарпунов, а позднее гарпунных пушек, в сезон про­хож­де­ния китов через Берингов пролив: весной и осенью.

Байдарки полярных народов предс­тав­ля­ли собой лодку, состоящую из каркаса (выполненного из костей животных или дерева) с натянутой на него кожей морских животных. Несмотря, на простоту конструкции, этот са­мобыт­ный транспорт обладал отличными мо­реход­ны­ми качествами, что подт­вер­жда­ет ее ис­поль­зо­вание эс­ки­моса­ми в охоте на китов. Лодка была небольшой по размерам, но могла раз­местить группу охотников из трех человек.

Однако, такое небольшое судно вряд ли могло уберечь жизни эскимосов в схватке с китом. Лодки во время охоты часто оп­ро­киды­вались и тогда эскимосы применяли свой коронный трюк — эс­ки­мосс­кий переворот, которому их обучали с малых лет. Он зак­лю­чал­ся в том, чтобы в момент оп­ро­киды­вания лодки под водой совершить быстрый гребок коротким веслом и вынырнуть на поверхность. Прорывы в лодке за­латы­вались прямо на месте.

Небольшую добычу (тюленей) раз­де­лыва­ли в лодке и ненужные части сразу выбрасывали. Некоторые вмес­ти­тель­ные лодки позволяли везти добычу в лодке или на ней. Крупных морских животных бук­си­рова­ли на плоту или же багру.

Использовались лодки и с более со­вер­шенной конструкцией. Так, например, ус­той­чи­вые и легкие байдары, которые были расс­чи­таны на несколько человек (до 25). Из­го­тов­ле­ние пред­по­лага­ло 2 этапа: пер­во­началь­но делали тонкий де­ревян­ный или костяной каркас, после его об­тя­гива­ли моржовой шкурой. Шкуры пред­ва­ритель­но об­ра­баты­вались и сушилась, перед на­тяги­вани­ем на каркас снова раз­мягча­лись и высыхали уже на древесине, таким образом, плотно, прилегая к ней. Гер­ме­тиком служил жир животных или смола.
Каяки, крытые сверху поясным пе­ред­ни­ком лодки с наличием парусного оборудования, ис­поль­зо­вались мужчинами для прес­ле­дова­ния животного в морской охоте. При­меня­лись каяки и на реках, но речные аналоги были намного уже, длиной от 9 до 12 метров.

Умиак был су­щест­вен­но больше каяка и считался пре­иму­щест­вен­но женским видом транспорта. Предс­тав­лял собой ту­поко­неч­ное 6−10 метровое судно, из­го­тов­ленное по подобию каяка из китового уса, де­ревян­но­го каркаса и кожи морского зайца. Ис­поль­зо­вал­ся как грузовое судно для транс­пор­ти­ров­ки имущества и мог выдержать около 20 человек.

Примечательно, что у эскимосов женщины были главной рабочей силой и гребцами на лодках, сами пе­рево­зили грузы. Мужчины же только обес­пе­чива­ли бе­зопас­ность перевозок и соп­ро­вож­да­ли женщин, плывя рядом на каяках.

Чукотские байдары при­меня­лись не только для перевозки груза и охоты, но и в боевых сражениях. Лодка была легко переносимая, вмещала до 30 человек, имела косой парус и уп­равля­лась веслами, вес составлял 120−140 кг. При не­об­хо­димос­ти лодку можно было легко разобрать и уменьшить или расширить.
Повсеместно с байдарами ис­поль­зо­вались баты — небольшие од­но­мест­ные лодки длиной около 3-х метров и высотой до 70 см, пред­назна­чались для пе­ред­ви­жения по мел­ко­вод­ным рекам. Они были очень не­ус­той­чи­вы и под порывами ветра часто опрокидывались.
Прототипы сов­ре­мен­ной байдарки экс­плу­ати­рова­лись во многих северных районах — от Восточной Сибири до Гренландии.

Похожий водный транспорт был найден и в Бразилии — местные жители ис­поль­зо­вали в качестве лодки для переправы грузов и охоты и предс­тав­ля­ли собой вы­долб­лен­ные стволы деревьев. Жители Перу и острова Пасхи применяли камыш как материал для из­го­тов­ле­ния пла­ватель­но­го средства.

В ре­зуль­та­те освоения новых территорий, водный транспорт сильно изменился. Лодки, которыми можно было управлять одним веслом по мелководье, впос­ледс­твии транс­фор­ми­рова­лась в каноэ. А вот про­тоти­пом байдарки стала узкая лодка, управлять которой можно было с помощью двух­ло­паст­но­го весла.
К сожалению, до наших дней осталось мало ве­щест­вен­ных до­каза­тель­ств су­щест­во­вания байдарок в далеком прошлом, описание и ха­рак­те­рис­ти­ки лодок древности мы можем найти разве что на картинках и в пись­мен­ных источниках, большая часть же без­возв­рат­но утеряна.

Автор: «Активная Жизнь»

31.05.2016

-->

Наши клиенты. Спасибо за доверие.

Главная Тимбилдинг Турслеты Сплавы Прокат О компании Оплата Контакты